Ваган Кололян – один из ведущих бизнесменов Канады: 100 lives

1378

Ваган Кололян – один из ведущих бизнесменов Канады, управляющий партнер и один из основателей фирмы TerraNova Partners LP, которая работает в сфере прямых инвестиций, а также Mosaic International Institute – «научно-созидательного» центра, ратующего за мир и разрешение конфликтов во всем мире.

Однако история Кололяна во многих смыслах далека от классических историй об успехе и благотворительности. Его долгий путь начался в Каире, куда, спасаясь от Геноцида, перебралась его семья.

Отчаянный побег

В 1915 году прадед Вагана по материнской линии Акоп Артинян работал в Германии на Багдадской железной дороге. Узнав о зверствах турок, он поспешил отправиться домой в Талас (Османская империя), чтобы позаботиться о своей семье. Итог был трагичным: по прибытии его арестовали и, вместе с 52-мя другими армянами, заключили под стражу. Впоследствии всех их повесили.

«Но горевать было некогда. Бросив работу учительницы, она вместе со всей семьей тут же бежала в Константинополь (ныне Стамбул)».

После недолгого пребывания в Константинополе Дикрануи оказалась в Смирне (ныне – турецкий Измир), и там устроилась медсестрой в турецкий военный госпиталь. «Можете себе представить, каково ухаживать за теми, кто лишил жизни твоего мужа? – спрашивает предприниматель. – Вот как тогда выживали».

Дорога в Каир

Несколько лет семья оставалась в Смирне – пока там внезапно не начался террор. В сентябре 1922 года турецкая армия во главе с Мустафой Кемалем захватила город и в попытке истребить местных греков и армян сожгла его дотла. Сто тысяч жителей погибли.

И вновь женщину выручила смелость. Сдружившись с группой турецких общественных деятелей, она убедила их обеспечить семейству посадку на американский корабль, и тот доставил его сначала к греческому острову Корфу, а затем – к безопасному побережью Египта.

«За это нужно поблагодарить и Генри Моргентау, – считает Кололян. – Он был американским послом в Османской империи и, пользуясь своим влиянием, помогал армянам эвакуироваться из Турции».

Хаос побега разделил предков Вагана. Двоюродный дед Акоп оказался в Греции, а все остальные – в Каире. Акоп прожил в Греции больше года и о судьбе родных все это время ничего не знал.

«Столько вместе пережить, а потом опять разлучиться наверняка было ужасно, – размышляет Ваган. – Но Дикрануи никогда не сдавалась. Она писала во все армянские церкви Средиземноморья, и Акоп в итоге увидел ее послание и отыскал их в Каире».

Шаги к свободе

От Геноцида были вынуждены спасаться и предки по отцовской линии. Потеряв по вине турок отца, дед Ованес Тавитян в возрасте 16 лет покинул Антеп (ныне – город Газиантеп на юго-востоке Турции). С матерью и двумя братьями он через пустыню добрался до Сирии, а оттуда – до Египта.

«Обе части моей семьи оказались в Каире, – говорит Кололян. – Так мои родители в конце концов и познакомились».

Очередной переезд

Но, к сожалению, и Каир оказался временным пристанищем. В 1950-е в стране установился авторитарный режим, и отношение к армянам начало ухудшаться. Когда Вагану едва исполнилось восемь, семье снова пришлось переехать.

«Отец к тому времени наладил успешное производство, но знал, что на Западе всем нам будет лучше. Родители подали документы на канадскую визу, и шесть месяцев спустя мы уехали туда».

Светлое будущее

Бросить все, что знакомо, было для Вагана настоящим испытанием, но в Канаде семья освоилась быстро.

«Все были настолько радушными, что мы сразу почувствовали себя как дома, – вспоминает мать Кололяна Арменуи. – Единственными серьезными проблемами были климат и язык. Ваган не говорил по-английски, но соседи и учителя с радостью помогали ему это исправить».

За первыми годами ассимиляции в жизни Кололяна последовал (и идет до сих пор) период тяжелой работы и практически неизменного успеха: получив в Университете Оттавы юридическое образование, он пошел вверх по карьерной лестнице. Но жизненные испытания Вагана меркнут рядом с той борьбой за выживание, которую вели его предки.

Филантроп решительно настроен сделать так, чтобы мрачное прошлое его исторической родины оставило не только негативный след. «Я выражаю благодарность Канаде и своим родителям за то, что они ее выбрали, – говорит он. – Много энергии вкладываю в добрые дела в Армении. Я взялся за ряд общественных проектов и два­-три раза в год езжу туда в связи с этим».

«Геноцид всегда с нами, – подчеркивает Кололян. – Потребность делиться своей историей и защищать свою культуру у армян всегда будет очень высокой. Поэтому мне и не терпелось помочь писателю Рагипу Зараколу с переводом на турецкий мемуаров Моргентау. Но вместе с тем мы не должны давать прошлому влиять на нас. Прикрываться Геноцидом и пользоваться положением жертв бессмысленно. Это ничего нам не даст. Я хочу, чтобы наша крохотная страна процветала. И если попутно у меня появится несколько турецких друзей, то я только обрадуюсь».

Историческая достоверность материала подтверждена Исследовательской группой инициативы 100 LIVES.

https://100lives.com/ru/stories/detail/regular/7898/-