Мои встречи в Германии, Люксембурге и Испании

1044

АНАЛИТИКОН, Степанакерт, февраль, 2020

Выборы в Арцахе, постреволюционная Армения, армянская армия

Каждый раз, поднимаясь на борт самолета в аэропорту Звартноц, я говорю себе: еще раз — и все, я уже устал от самолетов, поездов, автобусов, устал от полных моих книг чемоданов. А когда самолет оказывается в зоне турбулентности, решение мое выглядит совершенно бесповоротным.

По возвращении домой, когда самолет совершает посадку в аэропорту Звартноц, а посадки бывают, как правило, мягкие, я начинаю в уме чертить карту следующего путешествия – Европа, Ближний Восток, Северная Америка, а недавно — и Южная Америка.

31 января я в 212 раз взошел на борт самолета: Ереван-Варшава-Нюрнберг. Не знаю, зачем я считаю полеты, но, все же, считаю и отмечаю в своем блокноте.

«Польскими авиалиниями» – в Германию

С 31 января по 10 февраля планировался мой очередной визит в армянские колонии, на сей раз — в Германию, Люксембург и Испанию.

“Польские авиалинии» – не лоукостеры, но цены вполне приемлемые. За 4 перелета Ереван-Варшава-Нюрнберг-Прага-Варшава-Ереван я заплатил 180 тыс. драмов. В Нюрнберге меня подстерегал неприятный сюрприз. Багаж — два чемодана, вскрыли, разбив вдребезги. Видимо, хотели понять, что внутри. В итоге убедились, что там «непригодный» груз — мои книги, на средства от продажи которых я могу позволить себе путешествовать по миру.

Позвонил своему нюрнбергскому другу Андранику Микаеляну. Я знал, что он будет меня встречать, но мне было неудобно, что в рабочий день он, оставив дела, должен был добраться до аэропорта. Поскольку мои чемоданы были разбиты, его приезд и привезенные чемоданы стали спасением для меня и моих книг.

После пары часов отдыха я отправился из Нюрнберга, с помощью Андраника, в Кельн, куда добрался вечером.

Из Кельна в Дуйсбург

На вокзале в Кельне меня встречал Ерванд Хосровян из Дортмунда. Ерванд родился и провел часть жизни в Иране, в конце 80-х перебрался в Советский союз, а оттуда — в Германию. Переводчик, помимо армянского говорит по-немецки, по-персидски, по-турецки и по-азербайджански.

Меня познакомил с Ервандом Фейсбук. Он давно мне предлагал посетить Кельн, когда узнал, что собираюсь в эти края.

Федеративная республика Германия разделена на 16 административных регионов – земель. Я находился в земле Северный Гессен-Вестфалия, которая считается самой густонаселенной частью Германии. Территория Северного Гессена-Ветфалии 34 тыс. кв. км, численность населения — около 18 млн., административный центр — город Дюссельдорф. Второй по численности после германцев этнической группой являются турки. По различным данным, в Германии их 5-7 млн., а население Германии, по последним данным — 83,5 млн..

Вечером мы прогулялись с Ервандом по центру Кельна — вокруг величественного готического католического храма и на берегу Рейна легко поужинали в одном из кафе, затем на его машине отправились в Дуйсбург, где 1 февраля должна была состояться первая из пяти моих презентаций-встреч в Европе.

Я был крайне утомлен. Мой вылет из Еревана был в такой час, что ночью не удалось поспать. Кроме того, я был возмущен тем, что мои чемоданы разбили, и когда я доехал до отеля в Дуйсбурге, у меня страшно разболелась голова. Любой страдающий мигренью человек держит в кармане лекарства. Я выпил после полуночи самое сильное — «Релпакс», но французская таблетка не помогла. Рано утром позвонил Ерванду, позвал его в свой номер и попросил вызвать Скорую.

Раз уж вы решились путешествовать, то вам надо купить медицинскую страховку. Скорая помощь поспела скоро. Германские врачи спросили меня по-английски, где болит. Сказал, что у меня мигрень. Один из них сказал, что тоже страдает мигренью. Задал пару вопросов и сказал, что меня придется госпитализировать.

Они забрали мою 10-дневную медицинскую страховку, за которую я заплатил в Росгосстрах-Армения 4 тыс. драмов, и отвезли меня в больницу. Тут же мне подключили систему. Через пару часов головную боль сняло, и мы вместе с Ервандом вышли из больницы.

Шел сильный ливень. По дороге в больницу я уж было решил, что мне лучше прервать путешествие и вернуться из-за проблем со здоровьем. Но из больницы я вышел совершенно без боли, выздоровевшим, правда, несколько обессиленным. Мы вернулись в отель, позавтракали и  решили отдохнуть, чтобы подготовиться к мероприятию.

Население Дуйсбурга превышает пол-миллиона, это 13-й по величине город Германии, расположенный на месте пересечения Рейна и его притока Рура. Известен своим портом. Вообще, Рейн и судоходность реки крайне важны для экономики Германии.

Встречу в Дуйсбурге организовал германский филиал Армянской ассамблеи Европы и два его активных члена — Раффи Петикян и Ерванд Хосровян.

В своем слове я обратился к президентским и парламентским выборам в Арцахе, предстоящим 31 марта, проблеме урегулирования Карабахского конфликта и настроений в армянском обществе в этой связи. Во второй части мероприятия завязалась дискуссия в формате вопросов-ответов. Людей в равной степени интересовали происходящие в Армении события, достижения и приоритеты после Бархатной революции 2018 года, ситуация вокруг Конституционного суда.

По завершении мероприятия я, как и везде, презентовал книги, написанные мной и изданные центром АНИ. Вырученные за их продажу деньги я вкладываю в путешествия. Правда, в каждой стране и в каждом городе мне помогают различные люди и организации, но именно деньги, полученные от продажи, позволяют мне долго путешествовать и, что самое важное, оставаться независимым исследователем.

Из Дуйсбурга в Люксембург

Утром 2 февраля я попрощался на вокзале Дуйсбурга с Ервандом и отправился поездом в Люксембург.

В Европе можно путешествовать на поезде, самолете и автобусом. Дешевле всего, но дольше — автобусом. Самолеты тоже недорогое удовольствие. Скажем, во время своего прежнего визита в Европу, в ноябре 2019 года, я за полет из Милана в Берлин заплатит 42 евро. Самый дорогой вид транспорта — поезда, но зато он самый комфортный, поскольку можно ездить с несколькими чемоданами и не платить за них, во-вторых, это довольно быстро – скорость составляет 200-300 км\ч, в-третьих — поезд довозит от центра одного города до самого центра другого, в отличие от аэропортов, которые могут быть расположены в 50 км от города. Еще одним важным преимуществом поездов является то, что можно приехать на вокзал за 5 минут до отхода, в отличие, скажем, от аэропортов, куда надо ехать за 2-3 часа до вылета, регистрироваться, потом тратить столько же времени на то, чтобы доехать до города после посадки.

Узнав, что я собираюсь в Европу, меня пригласил один из моих друзей в Фейсбук из Люксембурга Армен Степанян. В первый раз я увидел его на станции Люксембурга. Армен пришел с одним из трех своих детей — с сыном.

В Люксембурге я в третий раз. Это одно из  малых государств Европы, но не город-государство. Расположен на границе Германии, Франции и Бельгии, уровень жизни выше всех трех стран. Территория – 206 кв. км, численность населения — 700 тыс., из коих 140 тыс. проживает в столице. Государственных языков три — люксембургский, который является диалектом германского, французский и собственно немецкий.

Армен живет в окрестностях города Люксембурга, в части, приграничной с Бельгией. Мы пообедали в его гостеприимной семье. К нам присоединился Рафаель Геворгян — координатор филиала молодых профессионалов Армянского общего благотворительного союза (АОБС). Мою встречу в Люксембурге организовал  АОБС, и она состоялась вечером 2 февраля в одном из люксембургских отелей.

Армянская община в Люксембурге формируется только сейчас. Здесь живут несколько сот семей молодых специалистов, в основном, из Армении. Поэтому дискуссия развернулась в основном по внутриполитическим вопросам. Людей интересовало все, что происходит в Армении. Они внимательнее следят за событиями, а порой гораздо более информированы, чем живущие в Армении. Больше всего жаловались на то, что не могут определиться с достоверной информацией в прессе и фейками. Фейк-ньюз стал воистину глобальной проблемой.

Вечером с Арменом, Рафаэлем и группой других молодых ребят из Армении поужинали в одном из люксембургских ресторанов, продолжили дискуссию о предстоящих в Арцахе выборах, кандидатах в президенты, ситуации на границе и в армии, почти отсутствии системных реформ в Армении.

Я заночевал в Люксембурге, в отеле, где состоялась моя встреча, а на следующий день вернулся в Германию, в Кельн.

Два дня в Кельне

Следующая после Люксембурга встреча должна была состояться во Франкфурте 5 февраля. Так что, у меня было 2,5 дня свободного времени. Во время встречи в Дуйсбурге я познакомился с Гнуни Карапетяном. Мы не были френдами на Фейсбук, но Гнуни следил за моими публикациями на Сивилнет. После встречи в Дуйсбурге за ужином он предложил мне провести 2.5 свободных дня в Кельне, сказав, что с удовольствием примет меня в своей квартире.

Гнуни родился в Дзорахбюре, работает на заводе Байер. Уже 20 лет живет в Германии, в последние годы — в Кельне. Мы прекрасно провели время. Он познакомил меня с Кельнем и заводом, где работает. За обеденным столом и кофе мы говорили о событиях в Армении, о германской общине, в частности, кельнской.

Армяне в Германии живут во многих городах. Никто не может наверняка назвать их численность, но многие считают, что их не меньше 80 тыс.. Кто сосчитал и как, никто не знает.

Больше всего армян в промышленных зонах Кельна, Дюссельдорфа, Дуйсбурга и Дортмунда. Армяне в Германии принадлежат к различным сословиям и прибыли туда в разное время и из разных мест — есть армяне из Стамбула, иранские, иракские, с начала 1990-х — эмигранты из Армении.

В последние годы многие из Армении перебираются в Германию для лечения. Части этих армян удается одолеть рак и вернуться домой, часть не возвращается, увы, немало случаев, когда им не удается излечиться, и они не могут вернуться в Армению, чтобы провести последние дни жизни с родными.

В Германии нет армянской церкви. Для отправления церковной требы армяне арендуют католические или протестантские церкви. В различных городах сформированы и продолжают формироваться союзы, которые пытаются координировать армянскую жизнь.

Из Кельна во Франкфурт

Утром 5 февраля Гнуни довез меня до железнодорожного вокзала Кельна, откуда я отправился поездом во Франкфурт. Это уже земля Гессен, административным центром которой является Висбаден. Территория земли — 21 тыс. кв. км, население — более 6 млн..

Франкфурт — финансовый центр Германии, по величине пятый город в стране с 650 тыс. жителей. Первые по величине 4 города — Берлин — 3,5 млн., Гамбург — 1,8 млн.. и Кельн 970 тыс..

В Германии нет небоскребов, за исключением Франкфурта. В этом городе расположены все высотные 10-этажные здания, самым высоким из которых является башня Комерцбанка — 250 м.

15-20 лет назад, когда я снимал заседания ПАСЕ в Страсбурге, я летал во Францию через Франкфурт. Тогда функционировал рейс Ереван-Франкфурт.

Первые пять дней в Европе традиционно лил дождь. Когда я доехал до Франкфурта, погода вдруг открылась, весь день ярко светило солнце, небо было голубым-голубым, и погода была по-весеннему светлой.

Чтобы добраться от вокзала Франкфурта до здания Национальной библиотеки Германии, где вечером должна была состояться встреча, нужно не более 40 минут.

Я был с чемоданом на колесиках и решил пройтись до библиотеки пешком, отдыхая по дороге. Нашел улицу, которая вела напрямую со станции до библиотеки. Останавливался трижды — чтобы выпить кофе, потом пообедал, а позже выпил чаю, прямо на улице, потому что в такой солнечный день грех находиться в помещении.

Путь с тремя остановками растянулся на три часа, пока я добрался до библиотеки. Оставил там полный книг чемодан и еще пару часов погулял по окрестностям.

Мероприятие во  Франкфурте организовала Лусине Бадалян. Лусине ведет в Гиссенском университете различные курсы, в основном о демократии, правах человека и международных организациях. Помогали организовать встречу во  Франкфурте Шуши Туманян, Айгун Кацахян и Айк Саркисян. С ними я тоже был знаком по Фейсбук.

На встрече во Франкфурте были в основном выходцы из Армении, хотя было несколько человек из традиционной диаспоры. Темы моего выступления, вопросов-ответов и дискуссии были почти те же — Арцах, армянская армия, постреволюционная Армения. Полемика длилась почти два часа, после чего мы добрались в сопровождении Айка до вокзала, откуда я продолжил путь до Нюрнберга.

Из Нюрнберга в Барселону

Следующей после  Франкфурта остановкой стала Барселона, куда я добрался 8 февраля. В Нюрнберге меня вновь встретил Андраник. Он из села Капс Ширакского марза. Обучается в Германии юриспруденции и вовлечен во внутреннюю политику Германии. В середине марта он будет участвовать в муниципальных выборах в городке Лауф.

Я заночевал в его гостеприимном доме, а на следующих день отправился в баварский город Бамберг, который считается германской Венецией. Город католический –  со средневековыми храмами и архитектурой. По дороге мы остановились в городе Эрланген, где преподает юриспруденцию в университете один их наших друзей –  Гурген Петросян. Вместе попили кофе, поговорили об Армении, о Конституции, председателе и членах КС и конституционном референдуме.

Германия сильно пострадала от Второй мировой. Множество городов были просто уничтожены, от средневековой архитектуры мало что сохранилось. Бамберг — исключение. Мы провели почти весь день в этом ухоженном, цветном городе, который, как и многие германские города, известен своими пивными.

Бамберг, как и Нюрнберг расположен в земле Бавария. Территория Баварии почти 70 кв. км, население –  более 13 млн.. Столица Мюнхен. Вторым по величине городом в Баварии является Нюрнберг — 500 тыс. жителей. Бавария — самая состоятельная земля Германии.

В полдень 7 февраля я вылетел из Нюрнбергского аэропорта в Барселону. В Испании я в первый раз. Барселона — это прежде всего Каталония, которая пару лет назад провела референдум о независимости. В Барселоне — стадион Камп Ноу и гений футбола Лионель Месси. В Барселоне футбол почитают больше католической религии.

Приглашение посетить Каталонию я получил от Армянского Культурного Общества Барселоны и его координатора Татев Сульяна. Там я должен был остаться полтора дня. В аэропорту меня встретили Татев и Севада Саакян из местной армянской общины.

Уже темнело. По дороге домой мы остановились у Саграда Фамилиа — детища одного из самых выдающихся гениев архитектуры Антонио Гауди. Это католический храм, строительство которого началось 130 лет назад, но еще не завершилось. Почему-то это чудо архитектуры оставило на меня гнетущее впечатление. Может, дело было в сумраке ночи, может, в величине — не знаю.

До ужина, согласно договоренности, мы побывали в гостях у организации Национальная ассамблея Каталонии, которая является сторонником независимости. Я вкратце рассказал по-английски об Арцахском конфликте, его сути и истории, о них же я узнал, почему каталонцы так стремятся к независимости.

Вместе с Татевом и Севадой и их супругами мы поужинали у Татева. Татев из Сирии — Кесаба. Долгие годы жил и работал в ОАЭ, только недавно переехал и устроился в Барселоне. Мне предстояло провести две ночи в его гостеприимной семье.

На следующий день, 8 февраля, Татев и Севада ознакомили меня с Барселоной. Мы побывали у стадиона Камп Ноу, где играет «Барса», побродили по старому городу, пообедали, поднялись на холм, где расположена церковь и откуда как на ладони виден 1,7-миллионный, раскинувшийся на побережье Средиземноморья город. Посетили Армянский дом, где располагается культурный армянский центр Барселоны и субботняя армянская школа. Обучается тут 80 учеников.

Вечером предстояла моя очередная встреча-лекция, по завершении которой мы небольшой группой поужинали в одном из барселонских ресторанчиков. Помещение маленькое. В Ереване в нем разместилось бы не более 20-25 человек. Но тут столы и стулья были так близко придвинуты друг к другу, что поместилось 100-150 человек. Все шумно ели и разговаривали, в том числе мы.

Армянская община Барселоны и Испании формируется только сейчас. В основном – выходцы из Армении. Самая крупная община — в Валенсии, армяне проживают и в Мадриде, и в других крупных и малых городах.

Из Барселоны в Нюрнберг и Мюнхен

В полдень 9 февраля я вернулся из Барселоны в Нюрнберг. В аэропорту меня уже ждали Андраник и другие наши друзья — Гурген, Давид и Гарик. Впятером мы уместились в Ауди новой модели и отправились в Мюнхен.

Германия — единственная страна Европы, где на автобанах нет ограничения скорости. Наше Ауди летело со скоростью 240 км и могло быстрее. По дороге мы бурно обсуждали внутриполитическую жизнь в Армении.

За свою журналистскую деятельность мне представилось посетить десятки стран, сотни городов, пообщаться с тысячами людей. Но я не помню такого интереса к Армении, как после революции 2018 года. Все говорили об Армении и Николе Пашиняне. Большинство хвалили и не хотели даже слушать критику в его адрес, кто-то счастлив, что власть прежних властей завершилась, и правит новая сила, пришли новые люди, а некоторые уже начали критиковать власть.

Спустя пару часов мы были уже в Мюнхене. Этот город пробудил во мне два важных воспоминания. Мюнхенская «Бавария», которая в свое время сыграла с ереванским «Араратом»,  и радио «Свобода», которая до отъезда в Прагу квартировалась в Мюнхене.

Мою последнюю встречу-дискуссию организовал Мюнхенский армяно-германский центр танца и культуры «Ануш» и его руководитель Ануш Чахалян.

После встречи мы выпили пива в историческом местечке Мюнхена — Хофройхаусе, где Гитлер начинал важный этап своей политической карьеры, потом прошлись по центральной, исторической части города, а в полночь вновь вернулись в Нюрнберг.

Утром 10 февраля Андраник привез меня на вокзал, откуда я отправился автобусом в Прагу. Возвратился я в Ереван рейсом из Праги через Варшаву.

На границе европейских стран не ощущаешь, что ты уже в другом государстве, так как нет пропускных пунктов. Но разница ощущается. К примеру, если ехать из Германии в Чехию, можно заметить, что дороги в Германии явно более ухоженные и качественные, села наряднее, города — представительнее.

В Праге я был впервые. На вокзале меня встретил мой коллега, продюссер Арутюн Мансурян, который уже несколько лет живет и работает в Чехии. Мы попили кофе и пару часов гуляли по старому городу, исторической части, потом пообедали, а ближе к вечеру отправились в аэропорт.

За время пребывания в трех странах Европы мне помогали многие люди. Так же, как в ноябре 2019 года, когда я за две недели посетил 5 стран и 10 городов.

Я рад, что обрел новых друзей.

Мой 218-й рейс и посадка в Ереване оказались мягкими и комфортными.

По дороге из аэропорта домой я уже чертил карту моих следующих путешествий — в феврале в Арцах, в апреле в США, в июне — опять в Европу.