Персия уступает армянский Карабах России

5913

Отрывок из книги КАРАБАХСКИЙ ДНЕВНИК; ЗЕЛЕНОЕ и ЧЕРНОЕ, глава тридцать шестая

Немецкий путешественник Иоганн Шильтбергер (Johannes Schiltberger), служивший в монгольской армии (был в плену у Тамерлана), зиму 1420 г. провел в Карабахской равнине, где встречал и армян, и мусульман. «Неверные на своем неверном языке называли равнину Караваг (Karawag). Власть принадлежала неверным, но территория входила в состав Армении (Ermenia). В селах жили армяне, но они должны были платить дань неверным».1

Впервые топоним «Карабах» письменно упоминается в грузинской летописи 14 века «Картлис цховреба», где говорится, что некто хан Уло направился на зимовку в Карабах. Абдоллах Мостауви Казвини в книге «Негзат аль колуб» упоминает Карабах как  «Арранский Карабах». Персидский автор пишет об Арране (Агванк, Алуанк, Албания): «Между реками Кура и Аракс располагался Арран».2

Топоним «Карабах» имеет тюрко-персидскую этимологию: «кара» по-тюркски означает черный, «баг» по-персидски – сад, получается «Черный сад». Это дословный перевод с персидского «Бахе сиах». В период владычества Российской империи к названию Карабах прибавилось прилагательное «нагорный». И, несмотря на русско-турецко-персидское название, Карабах, особенно, его нагорная часть, с древних времен был заселен преимущественно армянами. Об этом свидетельствуют как армянские, так и греческие, персидские, арабские и грузинские источники.

Впервые об Арцахе под названием «Уртехе» или «Уртехини» упоминается в клинописях урартского царя Сардура Второго (763-734 гг. до н.э.), обнаруженных у села Цовк. Греческие авторы использовали название «Орхистене». Чеченцы называли Карабах «Арц», что очень похоже на армянский Арцах. После Сардура Второго в течение нескольких веков письменных упоминаний об Aрцахе не сохранилось.

Греческий автор первого века Страбон упоминает Орхистену в числе армянских провинций. По Страбону, простирающийся по правому берегу Куры (Кир) Орхистене  поставлял наибольшее число всадников. Практически все греко-римские и армянские авторы упоминали об Арцахе и соседнем Утике в границах Великой Армении.

В 6 веке до н.э. Арцах в составе Ервандидской Армении находился под властью Мидии, а в 530-531 гг. – под властью Ахеменидской Персии. Границы владений армянских Арташесидов на северо-востоке проходили по Куре. Армянский царь Тигран Великий возвел в Арцахе один из четырех городов, носящих его имя – Тигранакерт. Развалины этого города сохранились по сей день в окрестностях нынешнего Агдама, в 30 км от Степанакерта.

В 66-428 гг. Арцах составлял часть царства Аршакидов, после падения которого персидский царский двор образовал из провинций Арцах и Утик Великой Армении и царства Кавказкой Албании губернию в составе персидского царства с резиденцией губернатора в Сотке (Цавд-Цод). В трактате Анании Ширакаци «Ашхарацуйц» (Географический указатель) Арцах называется десятым наангом (губернией) Великой Армении, состоящим из 12-ти уездов.

В начале 4 века в Арцахе распространяется христианство. В начале 5 века создатель армянского алфавита св. Месроп Маштоц основывает в арцахском монастыре Амарас первую армянскую школу. В 5 веке восточная часть Армении, включая Арцах, пребывала  во владычестве Персии. В конце века Арцах и соседний Утик объединились под властью Араншаиков во главе с Вачаганом Третьим Благочестивым (487-510 гг.).

Агатангегос и Мовсес Хоренаци упоминают в своих рукописях Арцах под названиями «Цавдек» и «Малый Сюник». Агатангагос располагает Цавдек между Сюником и Утиком.

В 7 веке на смены армянским Араншахикам приходит династия Мигранянов с персидскими корнями, которая, породнившись с Араншаиками, приняла христианство и ассимилировалась с армянами.

С начала 9 века усиливаются княжеские дома Хачена и Дизака.

В 10-13 веках вместо «Арцах» использовался в основном топоним «Хачен». Хаченская крепость со времен династии Араншаиков была княжеской резиденцией. Араншаики были властителями Агванского царства. Название «Араншаик» происходит от персидского «Арран» (Агванк) и «шах» (царь).

В 11-12 веках Хачен (Арцах) подвергается нападениям кочевых племен турок-сельджуков, хотя продолжает сохранять самостоятельность. Конец 12 и первая половина 13 века стали периодом расцвета края. В те времена были возведены шедевры средневековой армянской архитектуры – паперть и церковь Иоанна Крестителя в Гандзасаре (1216-1260 гг.),  церковь Дади Ванк (1214г.), соборная церковь Гтчаванка (1241-1248 гг.).

В 30-40 гг. 13 века Закавказье оказывается под властью монголо-татар, но правителю Хачена-Арцаха Хасану Джалалу удается сохранить полунезависимый статус края. В 15 веке Хачен-Арцах оказывается во власти туркменских кочевых племен кара-коюнлу и ак-коюнлу, а в 16 веке становится частью Сефевидского Ирана.3

Полунезависимый Арцах: меликства Хамсы

После падения в 1375 г. Киликийского царства независимость Армении удалось восстановить только в 1918 г.: в Араратской долине, на небольшом кусочке земли левобережья Аракса была провозглашена Первая Республика. Армянский народ, лишенный независимости более 500 лет и не раз оказывавшийся под жерновами истории, начертал в борьбе за свободу героические страницы. Они создавались в горах Сюника и Арцаха, там, где армянам удалось сохранить полунезависимое положение.

После раздела Армении в 1555 г. и передела в 1639 г. между Османской Турцией и Сефевидским Ираном, в Западной Армении следы полунезависимых мелких армянских княжеств оставались лишь в Зейтуне, Сасуне, Шатахе, Моксе и во входящем в Диарбекирское ханство Исянском «горном островке». В доставшейся Ирану Восточной Армении подобные владения сохранились в Сюнике и Арцахе.4

В Сюнике (Карабахе) князья-мелики сохраняли власть вплоть до русского владычества (1813 г.). Ландшафт страны, леса и горы способствовали сохранению присущей народу доблести духа. Горная природа наполняла жителей мужеством и, как следствие, стремлением к свободе.5

Меликства Хамсы формируются в конце 16 века (по-арабски «хамса» – пять, «мелик» – князь). С севера на юг меликства располагались следующим образом – княжество Гюлистан (Талыш), которым управляли Мелик-Бегларяны, Джраберд – Мелик-Исраеляны, Хачен – Хасан-Джалаляны, Варанда – Мелик-Шахназаряны, Дизак – Мелик-Аваняны.

Княжество Гюлистан (Талыш) раскинулось на территории нынешнего Шаумянского района и части Мартакертского, Джраберд – Карвачарского и большей части Мартакертского района (междуречье Тартара и Хачена), Хачен – юг Мартакертского и большая часть Аскеранского района (междуречье Хачена и Каркара), Варанда – Мартуни и юг Аскерана (от реки Каркар до гор Кирс и Дизапайт), Дизак – Гадрутский, Джебраилский и Физулинский районы (до реки Аракс).

Резиденция Гюлистанских меликов располагалась в одноименной крепости и Урекаванке, Джрабердские мелики восседали во дворце Старого Мохратага и крепости-поселении Майракахак, Хаченские- в Хоханаберде и Качахакаберде, Варандинские – в крепости–поселении Аветараноц,  Дизакские – в Тоге, рядом с Гтчаванком. Самым крупным из меликств было Дизакское, затем шли Джраберд, Варанда, Гюлистан и Хачен.

Меликства Хамсы включали в себя территории на западе от Карвачара по реке Акари до Аракса, на севере – до Шаумянского района, на востоке – примерно до нынешней линии соприкосновения Карабаха и Азербайджана, на юге – до Аракса, где через Худаферинский  мост осуществлялось сообщение между Арцахом и Персией. Правый берег реки Акари – западная часть нынешнего Кашатагского района – не входил в состав меликств и принадлежал Сюнику.

Мелики Сюника и Арцаха хоть и признавали господство завоевателей, но в вопросах внутреннего управления пользовались полной самостоятельностью и даже правом иметь войска. С другой стороны, арцахские мелики, будучи персидскими чиновниками, правили по «мандату» иранских шахов. В 1736 г. Надир шах признал самоуправление арцахских меликов и подтвердил их союзную автономию под названием меликств Хамсы. Правитель Дизака Мелик Еган был назначен управляющим меликств Хамсы. Он подчинялся непосредственно брату шаха Ибрагим хану, который заседал в Тебризе. Налоги со всех пяти меликств собирались у Мелик-Егана и через него сдавались в шахскую казну.6

Армянский писатель Раффи пишет, что меликов немногое связывало между собой, а несоответствие интересов нередко приводило к междоусобицам.

«Некоторые мелики сохраняли независимость, но кое-кто находился под властью персидских ханов. Чтобы не утерять свое положение, они вынуждены были исполнять ханские требования, даже в ущерб армянскому народу. Были и доросовестные, влиятельные мелики, которые служили своеобразным заслоном между народом и ханом, оберегали народ от непосредственного угнетения».7

В 50-х годах 18 века, пользуясь возникшей среди меликов междоусобицей, при поддержке князя Варанды Шахназара Второго, предводителю тюркоязычных кочевых племен сарыджаллу Панаху удается обосноваться в крепости Шуши. Он провозглашает Карабах ханством, а себя самого ханом. Персидский трон поддерживает Панаха. Его сын и последователь Ибрагим хан, который приходился зятем князю Варанды Шахназару Второму, в 1785 г. приглашает к себе и вероломно убивает князей Джраберда, Гюлистана и Дизака, захватывает Гандзасарский монастырь, куда заключает, а затем отравляет католикоса.

В феврале 1725 г. турецкая армия совершает наступление на Арцах. Войско, состоящее из 4700 человек и возглавляемое пашами Шахином, Салахом и Али, в марте вступило в Варанду и расквартировалось в 33 селах провинции. За ночь армяне уничтожили большую часть расположившихся в их домах турок, двух командиров, а Салаха-пашу взяли в плен. Отряды арцахских меликов в борьбе против турок поддерживали Надир шаха. Оценив вклад армян в борьбу с турками, Надир шах признает автономию меликств Хамсы.8

Османская армия, не ступавшая ногой на Араратскую землю с 1605 г., оказалась здесь в июне 1724 г. После трехмесячной осады в сентябре турки взяли Ереванскую крепость. Ранее в июне того же года в Константинополе был заключен русско-турецкий договор, согласно которому все иранское Закавказье признавалось территорией Османской Турции, за исключением прикаспийских районов, протянувшихся от Дербента до Мазандарана, которые в 1722-23 гг. в основном уже были заняты русскими.9

В 1720-х годах восточные армяне стали жертвой османской агрессии, в результате которой понесли колоссальные человеческие и материальные потери. В 1724-34 гг. свободными от владычества оккупировавшей всё Закавказье и северный Иран османской армии оставались только армянские меликства Арцаха и Сюника, которые в те годы обрели фактическую независимость и новые названия, несущие смысл государственности – «Армянские схнахи», «Армянское войско», «Армянская армия». Армянские схнахи упорно пренебрегали принципиальным требованием шариата – покорность «неверных» мусульманам. Оказывающие сопротивление восточные армяне (так же, как и шииты Ирана) подвергались массовому уничтожению, что являлось традиционной военной политикой османов.10

Армянское воинство сосредоточилось в трех естественных военных укреплениях (схнахах). Первый из них – Большой схнах – был расположен в горах Мрава, у реки Тартар. Второй – Малый схнах – в горах Кирс провинции Варанда, а третий – в провинции Капан. В схнахах была сосредоточена государственная власть. Это было народное воинство во главе с советом командующих, в котором особое место занимал и имел влияние католикос Гандзасарский.11

После сложнейшего периода 1724-35 гг. земля Араратская вновь переходит под персидское владычество. В сентябре 1735 г. персидские войска снова занимают Ереван.

Персия уступает армянский Карабах России

Летом 1795 г. Ага Мухаммед шах из династии Гаджаров с 85-тысячным войском осаждает крепость Шуши, пытаясь подчинить себе Ибрагим хана, отказывающегося принять господство Иранского шаха. После 33-дневной бессмысленной осады войска Ага Мухаммед шаха отступают в сторону Грузии. В 1795 г. шах вновь совершает нападение на Карабахское ханство, где царят голод и эпидемия. Ибрагим хан бежит в Дагестан. Вскоре после взятия Шуши Ага Мухаммеда убивают его собственные слуги, и персидская армия покидает Карабах.

Ибрагим хан пытается заручиться поддержкой России. В 1805 г., когда русские войска берут Гянджу (Гандзак, Елизаветполь), Ибрагим хан заключает с князем Цициановым Кюрекчайский договор. В 1806 г. командир шушинского русского гарнизона Лисаневич, подозревая, что Ибрагим хан может перейти на сторону персов, нападает на него неподалеку от Шуши и убивает вместе с членами семьи. Царские власти, не одобрив поступок Лисаневича, назначают ханом вместо Ибрагима его сына Мехти Кули.

Американский историк армянского происхождения Ричард Ованнисян пишет: «В 17 веке Карабах дал пионеров и зачинателей армянского освободительного движения, которые пытались уговорить российского и европейских самодержцев предпринять крестовый поход для освобождения обширного горного края. Первые русские воинские соединения появились здесь в 18 веке, и, наконец, в начале 19 века после опустошительных набегов мусульман Карабах был присоединен к империи Романовых».12

В результате русско-персидской войны 1804-13 гг. и подписания 12 октября 1813 г. Гюлистанского договора Персия уступает России почти весь Кавказ, в том числе, Карабахское и Гянджинское ханства. Фактически, Карабах перешел во владение России в 1805 г.. Мехти Кули в 1822 г. бежит в Персию, а в 1826 г. возвращается во главе персидских войск и пытается взять Шуши. Но командиру русского гарнизона Реуту удается при поддержке армян отбросить персидские войска.

В 1823 г. созданное во времена правления Панаха Шушинское или Карабахское ханство прекращает свое существование, а его территория включается в Каспийскую область. Новая русско-персидская война 1827-28 гг. завершается подписанным 10 февраля 1828 г. Туркменчайским договором, согласно которому России отходят также Ереванское и Нахиджеванское ханства и Ордубадский (Гохтн) уезд. Этим и завершается присоединение Восточной Армении к России.

Утверждение российского владычества не привело к осуществлению армянских чаяний: самоуправление в Карабахе так и не было восстановлено, напротив, Карабах поочередно включался в более крупные административные единицы и окончательно был поглощен Елизаветпольской губернией.

В 1840 г. в Закавказье осуществляется административное деление. Формируются Грузино-Имеретинская губерния с центром в Тифлисе и Каспийская область с центром в Шемахе. Большая часть восточно-армянских территорий включается в состав Грузино-Имеретинской губернии, а остальные, в том числе и Карабах, в состав Каспийской области. Во второй половине 40-х годов 19 века в результате новых административных преобразований формируются Тифлисская, Кутаисская, Шемахинская и Дербентская губернии. Восточно-армянские территории в качестве отдельных уездов включаются в состав первых трех губерний.

В 1867 г. российское Закавказье делится на пять губерний: Кутаисскую, Тифлисскую, Ереванскую, Елизаветпольскую и Бакинскую. Часть Восточной Армении входит в состав Ереванской губернии, часть в Тифлисскую и Елизаветпольскую. Нахиджеванский уезд входит в Ереванскую губернию, а Карабах, в основном, в Елизаветпольскую. Такое административно-территориальное деление с незначительными изменениями сохраняется до 1918 г., когда Армения и Азербайджан провозглашают независимость.

Азербайджан всегда был убежден, что Карабах стратегически необходим ему в той же степени, что и для Армении. На привязанность Елизаветпольской губернии к Азербайджану четко указывал тот факт, что почти все дороги вели на восток – в Баку, а не на запад – в Ереван. Карабахские армяне в вопросах обеспечения по большей части зависели от Баку, тысячи армян в этой стремительно растущей прикаспийской столице работали либо сезонными рабочими, либо постоянными служащими в конторах и на нефтеприисках.13

  1. The Bondage and Travels of Johann Schiltberger, 86, Tomas de Waal, p. 148.
  2. Hamdollah Mostaufi Qazvini, “Nezhat al-qolub”, Tehran, 1362.
  3. http://www.nkr.am/arm/history.
  4. Артак Магалян, «Меликства Арцаха и меликские дома в 17-19 вв.», «Гитутюн», Ереван, 2007, с. 31.
  5. Раффи, «Давид бек», с. 7.
  6. Артак Магалян, с. 20 и с. 35.
  7. Раффи, «Давид бек», с. 8.
  8. Артак Магалян, с. 43 и с. 47.
  9. Армен Айвазян, «Армянская церковь на перепутье армянского национально – освободительного движения 18 века», Ереван, 2003, с. 28.
  10. Там же, с. 69.
  11. http://www.nkr.am/arm/history.
  12. Ричард Ованнисян, «Республика Армения», том 1, год первый, 1918-1919, «Тигран Мец», Ереван, 2005, с. 85
  13. Там же, 87.