Никол Пашинян пытается придать Арцахской проблеме гуманитарный облик

969

Татул АКОПЯН
Журналист
Ереван

АНАЛИТИКОН, Степанакерт, Апрель, 2019

Никол Пашинян – оратор и мастер новых идей, нестандартных формулировок и подходов.

Прежде, будучи известным журналистом, редактором, политиком и депутатом, он не так часто высказывался по поводу Арцахского конфликта и его урегулирования. Об Арцахе он стал часто высказываться лишь после избрания премьер-министром, то есть за последний год. Первый свой визит в качестве премьера он совершил в Арцах: 9 мая 2018 года, на следующий после избрания день.

На степанакертском Мемориальном комплексе он поцеловал морщинистые и дрожащие руки женщины почтенных лет, которая пришла на могилу погибшего на войне сына, чтобы облегчить свои страдания слезами.

Потом Пашинян крепко обнял мальчика, потерявшего отца.

Стержнем подходов Пашиняна по Арцахской проблеме является человек. Когда на первый план выдвигается человек, Арцахский конфликт и перспективы его урегулирования получают гуманитарный облик.

11 апреля в Страсбурге, в своем выступлении с трибуны ПАСЕ, Никол Пашинян напомнил, что ратующий за права человека и развитие демократических институтов в Европе Совет Европы «уделяет нулевое внимание поддержке действующих в Нагорном Карабахе неправительственных организаций, ПАСЕ не предпринимает никаких мер для укрепления демократических институтов в Нагорном Карабахе и становления гражданского общества».

Обуславливается это противоречиями по поводу статуса Нагорного Карабаха и его международной непризнанностью как государства.

«Однако в связи с деятельностью Совета Европы и ПАСЕ речь идет не о государственном статусе. Если Нагорный Карабах пока не признан на международном уровне как независимое государство, разве существуют международные дискуссии о том, являются ли живущие в Нагорном Карабахе людьми? Разве для Совета Европы, одного из пионеров в сфере защиты прав человека, документ важнее реальных людей?» — задался вопросом с трибуны ПАСЕ армянский премьер и призвал заинтересованные в защите прав и свобод человека, становлении демократических институтов структуры поддержать народ Нагорного Карабаха в деле усовершенствования его законов и институтов, укрепления прав человека, верховенства закона и независимой судебной системы.

От этого выиграет гражданин, человек. А человек значит намного больше, чем любой документ, чем любой политический или групповой интерес, и я верю, что Совет Европы, Парламентская ассамблея Совета Европы будут руководствоваться именно этими ценностями”, – подчеркнул Пашинян.

После выступления армянский премьер ответил на вопросы парламентариев. И опять стержнем его ответов был человек, в данном случае – проживающий на арцахской земле. «Хотим мы урегулирования или нет? Если хотим, то как мы представляем себе урегулирование проблемы Нагорного Карабаха? Без Нагорного Карабаха, потому что часто используется слово «оккупация», но люди, которые живут сейчас в Карабахе, родились там, их предки жили в Карабахе, предки их предков, предки предков их предков жили в Карабахе. Как может человек оккупировать территорию, где он родился, где родились его дети, где похоронены его предки?»

Такие формулировки крайне важны, как бы ни пыталось международное сообщество в упор не видеть человеческий фактор.

Следует напомнить и выраженные Николом Пашиняном в Степанакерте, на совместном заседании Советов безопасности РА и АР, подходы: «Вовлечение Арцаха в переговорный процесс – не прихоть и тем более не предусловие, а констатация того, что ключевым  в урегулировании карабахского конфликта является вовлечение Арцаха. Этот подход отражает уважение не только к народу Арцаха и его правам, но и всем нашим коллегам в переговорах, потому что мы действительно заинтересованы и хотим достичь исключительно мирного урегулирования».

Пашинян также повторил свою мысль: «В переговорах участвует Азербайджан в лице президента Алиева. Он, кстати, как сам любит говорить, представляет и азербайджанскую общину Нагорного Карабаха, потому что представители этой общины, будучи гражданами Азербайджана, принимали участие в президентских выборах в Азербайджане и, следовательно, делегировали президенту Азербайджана полномочия представлять и их, а значит, за переговорным столом президент Азербайджана обеспечивает и присутствие проживавшего в свое время в Нагорном Карабахе азербайджанского населения. В этих переговорах представлена и Армения в лице премьер-министра, который в данном случае выступает как избранный представитель населения Армении. Следовательно, народ Армении также представлен на переговорах. А кто в переговорном процессе представляет народ Арцаха или, как говорится в некоторых случаях, армянство Карабаха? Вся проблема в том, что сейчас в переговорном процессе полномочия представлять народ Арцаха не делегированы никому, потому что за столом переговоров не присутствует  полномочный субъект, получивший мандат народа Арцаха, или, как предпочитают говорить некоторые наши коллеги, карабахского армянства».

Пашинян убежден, что премьер-министр Армении не может представлять на переговорах народ Арцаха и его власти по той простой причине, что народ Арцаха не участвует в выборах в Армении, не голосует, а значит, премьер Армении не входит в круг лиц, наделенных мандатом народа Арцаха. Это вопрос не прихоти и не предусловие, а проблема легитимности, а легитимность, как утверждает Пашинян, в современных отношениях является ключевым фактором не только во внутриполитических, но и межгосударственных и международных отношениях. 

В своих публичных речах премьер Армении указывает и на необходимость подготовки народов к миру. Мир также создан для человека, человек пришел в мир жить в мире.

«Подготовка азербайджанского общества к миру должна происходить при участии власти не только Азербайджана, но и Армении. Осознание этого и заставило меня осенью 2018 года выступить с трибуны парламента Армении с беспрецедентным для наших реалий заявлением – любое решение Карабахской проблемы должно быть приемлемым для народов Армении, Арцаха и Азербайджана. Это был мой вклад в подготовку к миру народов не только Армении и Арцаха, но и Азербайджана. К сожалению, пока мы не видим соразмерных заявлений и шагов со стороны президента Азербайджана. Несмотря на это, я готов продолжать диалог не только с президентом, но и народом Азербайджана, поскольку я убежден, что азербайджанский народ желает мира в той же степени, что и народы Армении и Арцаха», –  заявил в Степанакерте Никол Пашинян.

Странно, что власти Арцаха по сей день не отреагировали соответствующим образом на заявления Пашиняна. А ведь это заявления, которые открывают возможности для вовлечения Арцаха в переговоры. Эти заявления – для людей, проживающих на арцахской земле.

Татул Акопян —  аналитик фонда «Сивилитас» и координатор Исследовательского центра АНИ. Является автором книг «Арцахский дневник: зеленое и черное» и «Взгляд с Арарата: армяне и турки»