Коренные ереванцы: о пришлых иноверцах, которых называют боша – Jam News

1289

Это попытка рассказать об этнической группе людей, которых называют боша. Они живут в Армении с незапамятных времен, у них другая вера и своеобразный быт. Боша привносят свой колорит в моноэтническую Армению.

Они объявляют себя этническими армянами, последователями Армянской апостольской церкви и обижаются, когда их называют боша. Согласно народной этимологии, слово происходит от турецкого корня «бош», что значит пустой, обделённый, бедный.

Об этой «несуществующей» этнической группе можно найти лишь скудную информацию в исторических книгах. Еще нам о них рассказали соседи, рядом с которыми они проживают. Поговорить с кем-нибудь из них нам так и не удалось.



«Никаких боша здесь нет»

– Здравствуйте, так можно проехать в квартал, где живут боша?, — спрашивает водитель, незнакомый с местностью.

– Вы не туда приехали, никаких боша здесь нет, — хмуро отвечает мужчина средних лет.

Я много лет жила по соседству и хорошо знаю этот район Еревана, я точно знаю – он на верном пути. Именно с узкой улочки, ведущей к храму Сурб Акоп (святой Акоп), начинается «Боши тах» – та часть квартала Канакер, где живут боша.

Как и когда они поселились в этих местах, никто не помнит.

Кто же они?

Согласно историческим источникам, боша – это цыгане, переселившиеся в Армению из северо-восточных районов Индии. Точных сведений о том, когда и почему индийские цыгане были вынуждены оставить свои дома и переселиться в другие страны, нет.

По одной из версий, это произошло из-за межрелигиозных столкновений, которые часто случались в Индии.

Согласно тем же источникам, группа людей, отделившаяся от касты «домба», во время индийских походов иранской династии Газневидов, переселилась в Иран, оттуда часть переместилась на территорию Армении в конце 11 или начале 12 века.

Поселившиеся в Иране и на Ближнем Востоке цыгане все еще сохраняют самоназвание «домба», а группа, обосновавшаяся в Армении, называет себя «лом».

Феномен армянских боша

В отличие от цыган, переселившихся на Ближний Восток, а затем уже в европейские страны, в Армении они очень скоро утвердились как субэтническая группа, то есть примкнули к основному населению.

Эта группа выбрала путь ассимиляции с местными жителями, постепенно теряя два важнейших элемента этнического самосознания – язык и религию.

Армянские боша живут в основном в Ереване – в кварталах Сари Тах, Канакер («Боши Тах»), Норк Мараш, а также в селе Нор Харберд и в городе Гюмри.

Несмотря на то, что в Армению, согласно историческим источникам, переселились до 50 тысяч цыган, боша в качестве нацменьшинства впервые упоминаются только в  переписи населения 1926 года – всего несколько десятков человек.

По данным переписи населения 1989 года, только 48 человек причислили себя к боша. Согласно переписи 2001 года, в Армении боша вообще нет.

Обосновавшиеся в Армении боша не сохранили и традиционные цыганские обычаи – например, гадание. Здесь основным занятием боша всегда была торговля.

В ереванских районах, где компактно проживают боша, тех женщин, которые уходят из дому с утра и возвращается только вечером, называют «продавщицами сит». Это намек на цыганских женщин, которые с раннего утра ходили из дома в дом и продавали сита и корзинки ручной работы. Мужчины в основном занимались разведением скота.

История добровольной ассимиляции

Любой, кто захочет найти боша в тех ереванских районах, где они живут, заранее должен знать – вряд ли что-то получится. Наши попытки найти собеседников тоже не увенчались успехом. Здесь люди не считают себя боша, все они «армяне и христиане», говорят по-армянски, ничем не отличаются от других, живущих в этих кварталах.

Жители ереванского района Канакер рассказывают, что десятилетия назад боша общались между собой на незнакомом им и непонятном языке, но не замечали, чтобы они писали на нем.

В исторических документах упоминается язык армянских боша – ломаврский. Как утверждают языковеды, он включал индоиранскую лексику и 500-600 исконных индийских слов.

В 19 веке большинство боша уже не владели ломаврским, и он в основном использовался как тайный, секретный, язык. То есть люди на нем говорили в тех случаях, когда не хотели, чтобы их поняли не боша. Но теперь они утратили и устный ломаврский.

Хорошие соседи, за которых не выходят замуж

Несмотря на то, что армянские боша не отделяют себя от этнических армян, они продолжают жить изолированной общинной жизнью в отдельных кварталах Еревана. Боша, живущих вне своих районов в Ереване, можно пересчитать по пальцам.

При этом боша легко и дружелюбно общаются с армянскими соседями. Армянка Нунэ рассказала нам, что ее соседка Зоя ей ближе всех родственников:

«Мы учились в одном классе и с детства были очень близки. Мы всегда знали, что Зоя – боша, но никогда не придавали этому значения. Нет такого жителя Канакера, у которого в классе не было бы боша. Мы с Зоей и теперь очень близки, каждое утро обязательно вместе пьем кофе.

Наши соседи-боша замечательные люди, всегда готовы помочь, добрые, порядочные, спокойные, доброжелательные. Конечно, у них есть непонятные для меня привычки, но это их традиции. Например, для меня неприемлемо их равнодушие к образованию. В их семьях совершенно не обращают внимания на то, как учатся дети».

Она рассказывает, что боша себя считают христианами, крестят детей в Армянской апостольской церкви, но некоторые их традиции противоречат христианству:

«Самое неприемлемое для меня – браки между близкими родственниками. Для них это абсолютно нормально, например, брак между внуками двоюродных братьев. И еще у них принято очень рано выдавать замуж девочек.

Даже если в 16-17 лет их не выдают замуж, то хотя бы обручают, чтобы вышли замуж, как только станут совершеннолетними. Для нас это, конечно, непонятная традиция. Но, может, дело в том, что никто не выдаст дочь за боша и не возьмет невестку из боша».

Что бы ни думали и не говорили соседи, квартал, где живут боша, продолжает жить по своим традициям. И тут все продолжают обижаться, если их так называют.

Сона Мартиросян

jam-news