Топор и дипломатия

1597

На состоявшихся 15 октября 2003 года президентских выборах Ильхам Алиев далеко обошел всех своих соперников. Европейские организации констатировали несоответствие выборов международным стандартам. Уже на следующий после выборов день в Баку произошли столкновения между силами полиции и активистами партии «Мусават»: арестованы десятки граждан, есть убитые, пострадали 70 журналистов.

В 2003-ем состоялись общереспубликанские выборы и в Армении. На состоявшихся 19 февраля президентских выборах Роберт Кочарян получил 49,5% голосов. Во второй тур вышел и лидер Народной партии Армении Степан Демирчян. 5 марта во втором туре президентских выборов, согласно официальным данным, Кочарян получил более 67 процентов голосов. ОБСЕ расценило выборы как не соответствующие международным стандартам и обязательствам, взятым Арменией перед ОБСЕ и Советом Европы.

Кочарян оставался в должности президента еще пять лет, а тем временем в соседней стране произошел акт унаследования власти. В НКР президентские выборы состоялись 11 августа 2002 года. Гукасян был переизбран главой государства почти 89 процентами голосов.

Сопредседатели Минской группы прибыли в регион 5-8 декабря – чтобы подготовить первую встречу Кочаряна и Алиева-младшего. 11 сентября президенты Армении и Азербайджана принимали участие во Всемирном саммите информационного сообщества в Женеве. Там и состоялась первая встреча президентов.

С приходом к власти Алиева-младшего арменофобия и военная риторика в Азербайджане были подняты до уровня государственной политики. Еще в период своего премьерства Ильхам Алиев настоял на отказе государственных структур от контактов с армянами до тех пор, пока Карабах не будет возвращен Азербайджану.

Итогом воинственной пропаганды и арменоненавистнической политики Баку стало подлое злодеяние сотрудника министерства обороны Азербайджана, старшего лейтенанта Рамиля Сафарова. 19 января 2004 года в столице Венгрии Будапеште, где в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира» проводились курсы обучения офицеров английскому языку, слушатель курсов Сафаров во время сна зарубил топором 26-летнего офицера-армянина, лейтенанта Гургена Маркаряна.

Международные организации и все нормальные люди осудили совершенное преступление, но на родине Сафарова его чествовали как героя, объявив Человеком года.

Омбудсман Азербайджана Эльмира Сулейманова заявила: «Рамиль Сафаров должен стать образцом патриотизма для азербайджанской молодежи».

Агшин Мехтиев, постоянный представитель Азербайджана в Совете Европы, не советовал армянам «спать спокойно: пока карабахский конфликт не урегулирован, возможность инцидентов, подобных будапештскому, нельзя исключать».

Анар Мамедханов, депутат Милли Меджлиса, тоже выразил своеобразное «сожаление»: «Я всегда говорю нашим офицерам, обучающимся военному ремеслу в Турции – вы нужны в Карабахе. Армян надо убивать в Карабахе, а не в других странах».

Другой народный избранник, Захид Орудж, пришел к следующему выводу: «Если сегодня мы не встанем на защиту Рамиля Сафарова, завтра ни один азербайджанец не рискнет поднять оружие против армян».

Рамиз Меликов, руководитель пресс-службы министерства обороны, предсказывал: «Через 25-30 лет на Южном Кавказе не будет государства Армения. Этот народ сделал столько пакостей соседям, что не имеет права жить в регионе. Нынешняя Армения построена на исторических азербайджанских землях. Думаю, через 25-30 лет эти территории вновь перейдут под юрисдикцию Азербайджана».

Во времена правления Алиева-старшего в армяно-азербайджанских отношениях наметилась было некая «оттепель»: состоялись взаимные визиты азербайджанских и армянских журналистов, представителей неправительственного сектора, политологов. Но Алиев-младший в корне пересмотрел прежнюю политику.

30 января 2004 года в аэропорту Стамбула делегации министерства обороны Армении было отказано в вылете в Баку для участия в саммите НАТО. В сентябре того же года верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, американскому генерал-лейтенанту Джеймсу Джонсу пришлось отменить военные учения «Лучшее совместное усилие – 2004», которые должны были стартовать в Баку – армянским офицерам было отказано во въезде на территорию Азербайджана.

С приходом к власти Алиева-младшего было положено начало новой гонке вооружений, причем, официальный Баку даже не скрывал, что вооружается с целью решить карабахскую проблему военным путем. Алиев объявил о намерении приравнять военный бюджет Азербайджана к государственному бюджету Армении.

Отрывок из книги ЗЕЛЕНОЕ и ЧЕРНОЕ; КАРАБАХСКИЙ ДНЕВНИК