Государственные, спорные границы Армении и Азербайджана

1450

С 1918 года между Арменией и Азербайджаном как независимыми и суверенными государствами делимитации и демаркации не проводилось. За недолгий период независимости  в 1918 — 1920 гг. (Азербайджан был советизирован 28 апреля 1920 года, Армения – 2 декабря) между странами были установлены дипломатические отношения на уровне посольств, но границы не уточнялись.

За 70 лет существования Советского Союза граница между двумя республиками была административной, но в тот период Армения и Азербайджан не являлись суверенными субъектами международного права. Тем не менее даже в советский период соседи не могли смириться с фактически существовавшими административными границами.

До 1918 года армянские и мусульманские политические силы не имели повестки независимости, между армянами и мусульманами пограничных споров и столкновений не было (армяно-татарские погромы в 1905-1906 г. имели этническую и религиозную подоплеку, но не территориальную), поскольку эти земли считались территорией царской России Романовых. Независимость обеих стран была следствием, скорее, геополитических процессов, в частности, падения царской империи, а не суверенных устремлений, хотя впоследствии история  продолжалась именно с такими акцентами.

С момента основания двух республик начались обоюдные территориальные претензии, которые несколько раз выливались в кровавые столкновения, отняв у народов более 50 тыс. человеческих жизней (официально таких подсчетов нет: автор этих строк примерно восстановил численность погибших в 1918 — 1920, 1991 — 1994 и во время 44-дневной войны 2020 года, опираясь на армянские, азербайджанские и российские источники).

Первым посредником в деле урегулирования территориальных споров между Арменией и Азербайджаном была Османская империя. Летом 1918 года делегации трех закавказских республик были приглашены в Константинополь – столицу империи, где должна была состояться конференция по вопросу уточнения границ.

Батумским договором 4-5 июня 1918 года были утверждены границы с одной стороны Османской империи, а с другой – Грузии и Армении. В период с мая по октябрь 1918 года Четверной союз, в который входили Османская империя, Германия, Австро-Венгрия, Болгария и декларировавшие независимость Армения, Грузия и Азербайджан стали вынужденными союзниками. Министр иностранных дел Александр Хатисян пишет, что когда азербайджанская делегация на конференции в Константинополе раскрыла начерченную в Елизаветполе (ныне Гянджа, которая была столицей Азербайджана в период июня-сентября 1918 года) карту, выяснилось, что большая часть армянских провинций должна отойти Азербайджану. Точно так же, когда армянская делегация раскрывала карты в Тифлисе (правительство Армении тогда еще заседало в Тифлисе и не вернулось в Ереван), азербайджанцы увидели, что армяне претендуют на большую часть Елизаветпольской губернии.

На Константинопольской конференции пограничные вопросы не были решены, а провозглашенная на 10 тыс. кв. км Армения расширила свои границы осенью 1918 года после того, как Османская империя признала поражение в Первой мировой и вывела войска с оккупированных армянских территорий.

Спорными территориями и границами между Арменией и Азербайджаном были в основном четыре провинции – Арцах, Загнезур, Нахиджеван и Казах.

Вторым посредником в деле уточнения границ между Арменией и Азербайджаном стала Британская империя, которая вторглась на Кавказ вслед за отступавшими османскими войсками.

Весной и летом 1919 года при непосредственной вооруженной поддержке британцев к Армении были присоединены Карс и Нахиджеван. Армения смогла удержать Карс до октября 1920 года, а Нахиджеван – всего два месяца. Британцы пытались присоединить Арцах и Загнезур к Азербайджану. По вопросу Зангезура им не удалось добиться успеха, поскольку с начала 1919 года он был в составе Армении.

На Парижской мирной конференции 1919 года Армения и Азербайджан представили карты, на которых обоюдные территориальные претензии сохранились.

На представленной Азербайджаном карте эта страна претендовала на Арцах, Зангезур, Нахиджеван, Карс, Сурмалу, Тавуш, восточное побережье Севана и другие территории. Территориальные претензии Армении также были максималистскими как в 1919, так и в 1920 и не соответствовали реальному потенциалу Армении.

В апреле 1920 года Арцах в границах НКАО, Нахиджеван с его провинциями Гохт, Нахиджеван и Шурур были присоединены к Советскому Азербайджану, а Зангезур – к Советской Армении. Четвертая спорная провинция – Казах в 1920 году была разделена. Армянонаселенные села были присоединены к Армении, а села, населенные мусульманами – к Азербайджану. Линия границы проходила примерно там, где сейчас проходит граница между двумя странами, по линии Тавуш — Казах/Астафа/Товуз.

В 1922-36 гг. три закавказские республики входили в состав СССР в союзе, именовавшемся Закфедерацией – с административным центром в Тифлисе. Одной из целей учреждения Закфедерации были как раз территориальные и пограничные споры, которые не утихали. У армян были территориальные претензии к Грузии и Азербайджану, у грузин — к Армении и Азербайджану, у азербайджанцев  – к Грузии и Армении. Поскольку три эти республики были частью одной федерации, территориальные и пограничные споры удавалось подавлять, сдерживать и управлять.

В 1922-1936 между советскими Арменией, Грузией и Азербайджаном состоялись многочисленные территориальные обмены, в результате чего территория Советской Армении сократилась с 30.948 до 29.743 кв. км, то есть примерно на 1.2 кв. км.

Уточнения границ и сопровождавшие их столкновения имели место вплоть до середины 1980-х, одно из которых, в октябре 1984 года, вылилось в армяно-азербайджанское столкновение в лесной зоне отрезка Ноемберян — Казах.

В 1991-м, когда Армения и Азербайджан объявили о независимости от СССР, основной спорной территорией был Арцах, в то время в границах НКАО. Бессрочным майским перемирием 1994 года был утвержден статус-кво – территория Армении и Арцаха в совокупности составила 42 тыс. кв. км. Заявлением, подписанным 9 ноября, после 44-дневной войны 2020 года, Армения и Арцах утеряли порядка 8.000 кв. км.

После 44-дневной войны, которая завершилась победой Азербайджана и фактическим поражением Армении, были восстановлены советские границы в Гегаркуникском марзе на отрезках Варденис — Карвачар (Кельбаджар), Вайоцдзор — Карвачар, Сюникском марзе – на отрезке Горис/Капан/Мегри — Лачин/Кубатлу/Джебраил. В итоге межгосударственная магистраль на отрезке Горис – Капан — Чакатен несколько раз пересекает территорию Азербайджана.

Делимитация и демаркация даже между дружественными государствами порой превращается в спорный и болезненный процесс, поскольку каждое государство представляет свои карты, и каждая высота и овраг дороги для каждого. В случае с Арменией и Азербайджаном это еще сложнее, ибо:

а. Азербайджан победил в войне и диктует свою волю,
б. армяно-азербайджанские границы были спорными и в 1920-х,
в. делимитация и демаркация как таковая по всей протяженности этих границ не осуществлялась никогда,
г. каждая из сторон представляет свои карты.

Хотя и на других участках армяно-азербайджанской границы делимитация и демаркация не проводилась, но в целом они признаются по умолчанию. Речь идет об участках РА — Нахиджеван, а также отрезках Тавушский марз — Казах/Акстафа/Товуз, Чамбарак — Гетабек/Дашкесан, Варденис — Дашкесан.

Граница Армения — Азербайджан на отрезках Тавуша и Гегаркуника до Сотка, который был точкой соприкосновения Армении – Арцаха — Азербайджана до 44-дневной войны, хотя не делимитирована и не демаркирована, но укреплена военным присутствием обеих сторон и инженерно-техническими сооружениями. На этой границе протяженностью около 400 км несколько военных блокпостов Азербайджана выдвинуты на территорию Армении, а армянские посты – на территорию Азербайджана.

Сложнее ситуация в Тавушском марзе с 6 азербайджанскими анклавными селами и Арцвашеном. Стороны по умолчанию согласились с тем, что Арцвашен отходит Азербайджану, а анклавные населенные пункты – Армении. Если между Арменией и Азербайджаном восстановятся советские границы, то границы между странами в этом районе увеличатся еще на десятки километров. А если Армения согласится восстановить прежние административные границы, то утеряет контроль над отрезком дороги Иджеван — Ноемберян, то бишь межгосударственной трассы Армения — Грузия — Россия. Таким же образом если Тигранашен (Кярки) отойдет Нахиджевану, то Армения утеряет контроль и над этим отрезком межгосударственной дороги в Арцах и Иран. Армения в обмен получит Арцвашен, который, помимо армянской принадлежности, не имеет стратегической и иной ценности.

Граница между Арменией и Нахиджевном, которая тянется по горам и хребтам на несколько сот километров, имеет преимущественно сложный рельеф. Большую часть года здесь зима и снег. Из-за изреженности и сложности рельефа, а также климатических условий линии соприкосновения как таковой здесь нет. Вернее, есть только на некоторых отрезках — Ерасх-Сардарак, Хачик-Шахбулаг/ЮхарыАйджи/Ахура/Авуш.

Насущную задачу определения границ и отношений Арцах — Азербайджан Армения делегировала России, и не стоит исключать, что армянский Арцах станет предметом отношений Москва — Баку.

А если достоверны сведения о том, что, помимо делимитации и демаркации, Армения и Азербайджан обоюдно признают территориальную целостность и границы друг друга, то будущее Арцаха или того, что от него осталось, окажется под еще большей угрозой.

Журналист Татул Акопян – координатор Центра армянских исследований АНИ и колумнист АЛИК-МЕДИА. Автор трех монографий «Зеленое и черное: Арцахский дневник», «Взгляд с Арарата: армяне и турки», «Долина смерти: 44-дневное бедствие»

Аналитикон